Рисуем фракталы – Начало

В рамках данного материала мы скачаем и установим редактор фрактальной графики, научимся основным функциям и получим первые изображения.

Наверняка многие из вас встречали на просторах сети картинки, подобные этой. Завораживающие своим нереальным многообразием форм и оттенков. Смутно напоминающие то ли пучки молний, то ли изображения ночного неба, то ли ветку лесного папоротника. А, скорее все это вместе в каком то фантастическом коллаже, поражающем воображение, подобно созерцанию огня, текущей воды и Млечного пути, собранным воедино.

Фрактальная графика
Фрактальная графика

Если кратко ознакомиться с принципами построения фрактальной графики, то становится понятно, чем завораживают эти изображения. В основе положены математические объекты, обладающие свойством самоподобия, то есть любая самая малая часть подобна всему целому. Это кажущийся хаос, имеющий строгое математическое обоснование. И, кстати, повторяющий (поскольку природа первична), многие природные объекты — кристаллы, снежинки, структуру облаков, кораллы, ветви деревьев и папоротников и проч. Но нам об этом знать нет необходимости, все нужные формулы уже заложены в графическую программу, и, получив параметры и коэффициенты, изображение прорисовывается без нашего участия.

Перейдем к софту.

Редакторов фрактальной графики существует множество, и, благодаря щедрости разработчиков, многие из них бесплатные. Автору этой статьи больше по душе редактор Apophysis 7x — удобный, функциональный, простой и не требующий продвинутого «железа». Скачиваем программу, инсталляции она не требует, разархивируем в Program files, ставим ярлык на Рабочий стол, начинаем работу.

Слева в окошке по умолчанию появляется список готовых картинок, которые программа отрисовывает при помощи случайного (Random) набора параметров.

Начальные настройки
Начальные настройки

Сделаем просмотр более информативным, переключив режим Thumbnail View (1). Параметр (2) отвечает за качество прорисовки предпросмотра, чем меньше число, тем быстрее обновляется изображение. Выбрав понравившуюся картинку, нажмем кноку (3), чтобы просмотреть или отредактировать исходник.

Окно Edit (редактирование)
Окно Edit (редактирование)

Левое окошко масштабируется колесом мыши. В нем изображаются треугольники (в данном случае 3, а вообще любое количество).Серый треугольник (1) — это центр изображения, 2 цветных — это и есть само изображение. Что можно изменить в каждом треугольнике? Касаемо геометрии — вершины x и y можно перетаскивать мышкой, меняя форму и размер треугольника, а, взяв за вершину о, либо за центр фигуры, можно менять положение. 4 уголка по контуру позволяют вращать треугольник. Каждое изменение влияет на итоговую картинку, предпросмотр в правом верхнем окошке. При наведении указателя мышки на треугольник, в правом нижнем углу показываются его Вариации (Variations) — название и значение параметра. Редактируется активный треугольник, соответственно на вкладке Variations.

Способы быстрого управления.

Чтобы не запутаться в списке вариаций, можно поставить галочку(2), и нулевые значения скроются.

При двойном клике по названию вариации значение устанавливается в 1, при повторном — в 0.

Если зажать левую кнопку мыши на названии вариации и двигать мышь вправо-влево, значение в поле параметра будет меняться.

Как вы могли заметить, вариаций очень много и они все разные. Кроме того, их можно комбинировать между собой, назначая по несколько штук на каждый треугольник. Есть простой способ узнать, как они действуют. Переходим в основное окошко программы и заходим в меню: Tools-Settings (или сочетание клавиш Ctrl-P).

Настройка вариаций
Настройка вариаций

Вкладка Variations показывает, из какого набора программа берет вариации для случайного набора картинок. Сняв все галочки, отметим, к примеру первые три из списка. Далее ОК и в меню File — Random Batch (Ctrl-B). Набор картинок в левом окошке обновляется. Почти всегда есть, из чего выбрать. Например, вот такой вот чудный мох (наверное?!).

Наш первый рендер
Наш первый рендер

Либо снова (Ctrl-B). Затем выбираем, переходим в редактирование (fx) и пробуем менять все параметры и вариации.

Итак, первое знакомство с редактором фрактальной графики Apophysis 7x состоялось, мы получили наш первый, почти самостоятельный рисунок, разобрались в основах построения и способах тонкой настройки параметров изображения. Продолжение следует, в дальнейшем мы разберем настройку цветовой гаммы, параметров конечного рендера и продолжим изучение вариаций.

При перепечатке и копировании ссылка на сайт обязательна.