Обаяние натурального камня

Широко известно, что натуральный камень, особенно песчаник, мрамор, травертин и оникс с древних пор используется человечеством в качестве строительного материала в силу относительной простоты их добычи и обработки.
Постепенно, с развитием технологий роль природного камня сменилась с основного конструкционного материала к декоративной и отделочной функции. Прошли времена увлечения полимерами ("Ленинградский пластмассовый дом"), периоды "капрона, нейлона и поролона", и пластик занял свое место в отделке, где ему и положено - недорогой искусственный заменитель, декорация, как то: пластиковые панели, потолочные плитки, виниловый сайдинг и проч.

Мраморные изделия
Ступени из мрамора

Натуральный камень имеет элитно-недостижимый статус и редко встречается в интерьере обычной квартиры. Это не дешевый материал и для этого есть несколько причин:

  • основное - это высокая стоимость самой исходной заготовки (слэба). Объясняется тем, что камень добывается, а не формуется. Месторождения качественного мрамора и гранита, а особенно оникса, рассеяны по всему миру. Глыбы выпиливаются на карьере в нужный формат, подходящий для перевозки и рассылаются по камнеобрабатывающим заводам. Таких предприятий, в отличие от карьеров, гораздо больше. Там и происходит окончательная доводка заготовок - распил глыб повдоль на пластины толщиной 2-3 см (или в другой размер по необходимости), разбор пластин по сортности, проклеивание незначительных дефектов, полировка одной плоскости и армирование другой (кроме гранита). Если камень имеет выраженный рисунок, он, разумеется, повторяется по всей толщине глыбы. Это свойство часто используется при производстве готовых изделий. Интересный эффект получают, полируя соседние пластины с разных сторон - зеркальная развертка, позволяющая формировать заданный узор на стенах или полах. Помимо этого, хрупкие камни (чаще оникс) усиливают по всему контуру.
Развертка из четырёх плит оникса, составляющая картину на стене
Развертка из четырёх плит оникса, составляющая картину на стене
  • обработка деталей при изготовлении также высоко расценивается, поскольку весь камнеобрабатывающий инструмент работает с подачей воды, а режущие, шлифующие и полирующие насадки - с алмазным напылением. Кроме этого, используются высококачественные специальные клея и шпаклевки, пропитки и кристаллизаторы для мрамора. Сам процесс также трудоемкий, особенно финишная полировка сложных профилей и резных элементов.

При этом стоимость, например, кухонных столешниц из мрамора и гранита сопоставима с ценой искусственных камней - акриловых, а в случае с агломератами бывает даже дешевле.

Рассмотрим основные разновидности природного камня:

1. Мрамор - перекристаллизованный известняк или доломит с примесями других минералов. Из природы его происхождения следует его слабая устойчивость к кислотам, даже разбавленным и органическим, как то - уксус, вино, некоторые моющие средства. Кроме того, пористая структура достаточно активно впитывает влагу. Но многообразие разцветок и узора в сочетании с относительной простотой обработки перевешивают его недостатки. Поэтому мрамор часто используют как для столешниц в кухне и ванной, так и на лестницах, полах и в каминных облицовках. При этом его защищают химическими пропитками и обрабатывают кристаллизаторами. Устойчивость к царапинам небольшая, поэтому со временем может потребоваться переполировка для восстановления блеска.

Каминная облицовка из мрамора
Крупнозернистый черный мрамор. В естественном освещении имеет темно-коричневый оттенок.
Белоснежный итальянский мрамор
Итальянский высококачественный сорт мрамора.

2. Оникс - "родственник" мрамора по происхождению, различие в том, что формирующие его минералы осаждаются из известковых растворов. Чаще всего имеет слоистую структуру с богатейшей гаммой цветов и оттенков. Оптические свойства позволяют использовать подсветку с обратной стороны плиты, которая полнее раскрывает его красоту. Из-за редкого распространения находится на грани между облицовочными и полудрагоценными камнями, поэтому очень дорогой. Зачастую используется как отдельный декоративный элемент в виде "картины" с подсветкой.

Изделия из оникса
Типичная слоистая структура оникса.

3. Травертин - пористый камень от желтоватого до буро-серого оттенков. Имеет небольшую прочность на износ и в естственном своем состоянии не полируется до блеска. Этот недостаток решается заливкой эпоксидными покрытиями, после чего получает блеск и водостойкость. Часто используют в облицовке ванных комнат.

4. Песчаник - естественным образом спрессованный песок. В зависимости от места добычи, бывает с включением ракушек (песчаник-ракушечник). В силу своей небольшой прочности используется в массивных элементах и деталях, либо с армированием или приклейкой плит из более прочных видов камня. Ценится испанскими и французскими производителями облицовок для каминов.

5. Гранит - порода магматического происхождения, продукт, сформированный из остывшей вулканической лавы. Бывает как мелкозернистой, так и крупнозернистой структуры. Встречается с прожилками, но в основном имеет 2-3 основных оттенка. Полируется до зеркального блеска, очень прочный на износ, обычной сталью не царапается. Лучший вариант для вечной столешницы на кухню, подоконника. Либо для облицовки цоколя дома и прочих наружных облицовок. Ценятся сорта гранита с блестящими вкраплениями - дают потрясающий эффект мерцания при искусственном освещении. Разновидность гранита - лабрадорит, имеет более крупные зерна, главный отличительный признак - радужное цветовое отражение от граней зерен при перемене угла зрения (иризация).

Столешница из гранита
Разновидность гранита - лабрадорит.
Качественный лабрадорит
Эффект "иризации" на темном лабрадорите.

Так почему же, несмотря на стоимость и активное продвижение искусственных заменителей, натуральный камень по-прежнему пользуется большой популярностью.
Это - материал для тех, кто его понимает. Может, это прозвучит банально, но он - настоящий, часть природы, обработанный, отчищенный, отполированный, но - осколок какой-то горы - русской, индийской, бразильской или еще какой.

Поверхность камня, даже, на первый взгляд, невзрачного, однотонного, всегда имеет глубину, переходы оттенков, чего нельзя добиться искусственно, насыпая разноцветные крупинки и блестки в акриловое связующее. Человек, отдаляясь от природы в мегаполисах, отгораживаясь асфальтом и бетоном от окружающего, а мобильными и интернетом от окружающих, всегда неосознанно будет к ней тянуться - это в нашей глубинной сущности, потому что мы от одного корня.


При перепечатке и копировании ссылка на сайт обязательна.

Опубликовано: 14.10.2018 г.

сайт мастеров Искатель